Справочная информация "КОСТЕНКИ" |
Главная страница | Экспедиции |
Археологический музей не так часто встречается как, например, музей краеведческий. Как и всякий специализированный музей, он гораздо более привлекателен для публики, более несет оригинальной информации, которую можно получить только в нем. Но у него и проблемы специфичные, нехарактерные для обычного музея. Но прежде немного истории.
Село Костенки Хохольского района Воронежской области известно не только в России. Его знают во всем мире люди, так или иначе соприкасающиеся с проблемами изучения первобытной истории, поскольку на территории этого села в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века. По времени они традиционно относятся к огромному хронологическому промежутку: от 40 000 до 20 000 лет назад. Сенсационные находки за более чем 120-летнюю историю (первая стоянка в Костенках была открыта в 1879 г.) во многом определили развитие российской (советской) археологии и оказали огромное влияние на постановку общетеоретических вопросов первобытной истории. Несмотря на солидную историю изучения, Костенки сегодня – это айсберг, большая часть которого покоится под водой и ждет своего часа и своего исследователя. В 1979 г. в Костенках произошло культурное событие, выведшее их из рамок узко-научного изучения. В этом году был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костенковских стоянок, возрастом около 20 000 лет назад. Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи. Идея создания музея принадлежала известному советскому ученому-археологу А.Н.Рогачеву. Построен же музей был на средства воронежских властей, но раскопки и консервация памятника осуществлялись под руководством А.Н.Рогачева и силами экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Тогда же была создана временная выставка, которая существует до сих пор, оправдывая известную поговорку, что “нет ничего более постоянного, чем временное”. В 1983 году музей, бывший тогда филиалом Воронежского областного краеведческого музея, открылся для посещения широкой публикой. Надо отметить, что в середине восьмидесятых годов летняя посещаемость музея была очень высокой: дети из пионерских лагерей, многочисленные отдыхающие с воронежских баз отдыха и санаториев, весной и осенью – воронежские школьники, поскольку музей является прекрасной, почти “живой” иллюстрацией к истории первобытного общества. В 1991 г. в бурную эпоху всяческих отделений и обособлений, филиал “Костенки” отделился от Воронежского краеведческого музея и приобрел статус музея-заповедника, включившего в свою территорию не только музей над стоянкой Костенки 11, но и все верхнепалеолитические памятники Костенковско-Боршевского района, а также Боршевское славянское городище. Основными целями музея-заповедника декларировались охрана, изучение и популяризация стоянок верхнего палеолита. Но затем наступило тяжелое для культуры и науки время середины 90-х годов, когда из-за отсутствия финансирования приостановилась всяческая работа, в том числе и проведения археологических работ сотрудниками Ленинградского отделения Института археологии, преобразовавшегося позже в Институт истории материальной культуры. С конца 90-х в Костенках, по-видимому, началась новая эпоха. Вновь возобновились регулярные исследования памятников учеными из Санкт-Петербурга, проводимыми на средства различных грантов. С 2001г проводятся раскопки стоянок Костенки-12 и Костенки-14 на деньги совместного российско-американского проекта. В музее был проведен экстренный ремонт крыши, сейчас в помещении музея идет внутренний ремонт. Несмотря на некоторое оживление в работе, несмотря на появившийся тоненький ручеек бюджетных финансов, у музея очень много проблем, которые необходимо решить. Во-первых, в силу более чем столетней традиции в Костенках к настоящему моменту сложилось своеобразное разделение труда: научные исследования проходят под руководством академических ученых из Санкт-Петербурга, а вопросами сохранности и популяризации (собственно “музейными”) занимается с 1991г. музей-заповедник. Однако при таком разделении остался нерешенным вопрос, где должны быть костенковские коллекции: увозится в Санкт-Петербург исследователями, получающими гранты и открытые листы на научные исследования памятников и, соответственно, имеющими на находки интеллектуальную собственность или же оставаться в Воронеже, поскольку музей-заповедник находится здесь? Этот деликатный вопрос не решен в настоящий момент, поскольку и та, и другая сторона являются законными претендентами. Во-вторых, одной из важнейших задач является создание экспозиции. Если не брать во внимание всегда актуальную проблему финансов в музее, то не менее важным становится вопрос о том, какой должна быть экспозиция археологического музея. Музейщики знают, что заставить “говорить” предмет археологии задача очень непростая. С одной стороны метод научных коллекций, до сих пор используемый в большинстве археологических экспозиций, безнадежно устарел, с другой, чрезмерное увлечение современными концептуальными построениями и “заигрываниями” с публикой, которые подчас игнорируют саму музейную вещь – основу основ всякого музея – просто недопустимо. Необходимо найти ту золотую середину, чтобы экспозиция была доходчива, но научно обоснована, современна, но классична. Решение этих вопросов тем более важно, что Костенки это памятник мирового значения, и каждый новый сезон исследований это доказывает. В ходе последних работ по изучению двух древнейших стоянок Костенок-14 и Костенок-12 были обнаружены сенсационные находки, которые вновь меняют наши взгляды на первобытную историю. В 2000 г. на стоянке Костенки-14 были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птицы и подвески из раковин. Эти находки были найдены в слое вулканического пепла, принесенного на территорию Русской равнины с территории современной Италии около 33-38 000 лет назад. Находка древнейших украшений и остатков поселения прямо в пепле впервые дает возможность связать прекращение существования этого поселения с глобальной катастрофой, происшедшей на территории Европы в ту далекую эпоху. В 2001 г. на той же стоянке был обнаружен целый скелет молодого мамонта, в том числе, всегда плохо сохраняющийся череп животного. Если бы эта находка была сделана в Сибири, то это было бы рядовым явлением. Но это было в Костенках, где археологи на всем протяжении изучения находили только отдельные кости мамонта, принесенные на стоянки людьми еще в древности для их хозяйственных нужд. Найденный мамонт либо увяз в болотистой почве и там погиб, либо провалился в незамеченную им карстовую воронку. В этом же году была найдена голова человеческой статуэтки из бивня мамонта возраста 35-37 тыс. лет назад по радиоуглеродной системе датирования и по палеомагнитным данным – древнее 42 тыс. лет. Это мировая сенсация, поскольку к настоящему времени это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы. Возраст считавшихся до этого древнейшими скульптурных изображений из Гальгенберга и Фогельхерда определялся на уровне около 30-32 тыс. лет. Таким образом, возраст древнейших произведений искусства на территории Европы опускается на 10 000 лет назад! Вообще, в последнее время идет явная тенденция к удревлению нижней границы верхнего палеолита в целом. По результатам, полученным из американской лаборатории в 2002 году возраст самого нижнего культурного слоя Костенок 12 может опуститься до 50 000 лет вместо традиционных 40 000 лет для верхнего палеолита! |